Из «Настольной книги приемного родителя»

Пособие разработано авторским коллективом

в составе: Л. М. Абросова, психолог высшей категории)

 

Особенности физического развития детей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто отличаются по со­стоянию своего здоровья от детей из благополучных семей. Дети, которые растут без постоянной заботы со стороны родителей или других близких людей, имеют ряд особенностей, но это не значит, что все они чаще болеют или страдают хроническими заболевания­ми. Большинство особенностей, о которых пойдет речь - функцио­нальные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребен­ка уделяется достаточно внимания.

Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается за­держка физического развития, которая проявляется в снижении, по сравнению со сверстниками, роста и веса ребенка. После помещения в семью, при условии пра­вильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Однако на первых порах у приемного ребенка могут наблюдаться на­рушения пищеварения (тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе). Это может быть связано как с неправильным или непривычным питанием, так и с аллергическими реакциями, или психологическими нагрузками и стрессовыми си­туациями. Исправление этих нарушений зависит в большей мере не от медикамен­тозного вмешательства, а от правильной диеты и нормализации режима дня.

Наряду с особенностями роста, питания и пищеварения, среди приемных де­тей нередко встречаются симптомы неврологических расстройств, включая:

· возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабую концентрацию внимания;

· заторможенность реакций, вялость;

· нарушение общей и тонкой моторики (недостаточную ловкость, неупорядо­ченность или избыточность движений);

· речевые нарушения;

· недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез).

Причины неврологических симптомов разнообразны, начиная от неправильно­го питания (авитаминоз), и заканчивая психоэмоциональными травмами или из­менениями в опорно-двигательном аппарате. Важно знать, что большинство этих симптомов обратимы - нужно лишь вовремя их заметить и обратиться к врачу.

Другие особенности здоровья характерны как для приемных детей, так и для их сверстников, воспитывающихся в кровных семьях. Так, среди современных школь­ников часто встречаются нарушения осанки, вплоть до искривления позвоночника. Для профилактики нарушений опорно-двигательной системы нужны регулярные занятия физкультурой (зарядка). Для коррекции нарушений врач может рекомендо­вать лечебную физкультуру, коррекционный массаж, в ряде случаев — мануальную терапию. По рекомендации врача дети также могут посещать различные спортивные секции (плавание, баскетбол и др.), что поможет исправить имеющиеся нарушения.

Кроме того, у детей часто наблюдаются различные аллергические реакции: кожная сыпь, зуд, отек губ, слезотечение, кашель, чихание, слизистые выделения из носа, проявляющиеся после употребления определенных продуктов питания, в один и тот же сезон, при нахождении в определенном помещении, и т.п. Пище­вая аллергия также может проявляться в виде различных нарушений пищеваре­ния, описанных выше. Наш совет тот же: быть внимательным к своему ребенку и вовремя обращаться«Нужно очень аккуратно вводить новые блюда в рацион питания ребенка, так как некоторые продукты могут вызывать аллергию.»

Для того чтобы взять в свою семью ребенка с хроническим заболеванием или ребенка с особыми потребностями, необходимо пройти особую подготовку. О том, как ухаживать за ребенком с особыми потребностями вам подробно должны рассказать специалисты учреждения, в котором находился ребенок. Врач должен предоставить вам полную информацию о заболевании, режиме дня, диете. Кроме того, мы рекомендуем вам почитать специальную медицинскую литературу.

Особенности психического развития детей

Говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других де­тей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но при­емным родителям, также как и кровным, необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание. Ведь как бы то ни было, непростые жизнен­ные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться ребенку, успели отложить свой отпечаток на его психике. К счастью, детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму.

У детей могут наблюдаться астенические состояния, которые связаны с исто­щением нервной системы. Ребенок постоянно чувствует слабость, повышенную утомляемость, для него характерны частая смена настроения, повышенная раз­дражительность и плаксивость, может нарушаться сон.

Истощение нервной системы может проявляться по-разному. Рассмотрим не­сколько примеров.

Ситуация 1. Маленький Саша с самого утра занят каким-либо делом. То с маль­чишками в войну играет, то с девчонками наперегонки бегает, а потом у него еще секция каратэ или шахматный кружок. К вечеру Саша очень устает, но когда при­ходит домой, то никак не может успокоиться, начинает капризничать, отказыва­ется идти спать.

Состояние Саши связано с излишней возбудимостью нервной системы. В подобных случаях важно вовремя обратиться к специалисту. Нужно уменьшить нагрузку на ребенка и давать ему по рекомендации врача препараты, укрепляющие нервную систему.

Ситуация 2. В последнее время Катя стала очень медлительной. Она вялая, не­активная, еле-еле ходит, плохо запоминает, у нее появилась постоянная сонли­вость и расслабленность.

Из-за чего могут возникать астенические состояния у детей?

Во-первых, причина может заключаться в том, что родители слишком многого ждут от своего долгожданного приемного ребенка. Многие родители хотят, чтобы ребенок обязательно учился на пятерки, получил высшее образование, занимался музыкой или спортом. Конечно, это прекрасно, но стоит ли ради хороших оценок и прочих успехов жертвовать здоровьем ребенка, ведь физические и психические перегрузки могут привести к нервному истощению и другим нарушениям.

Во-вторых, астенические состояния могут возникнуть в результате неблагополуч­ной ситуации в прошлом окружении ребенка. Трудно оставаться психически здоровым, если твои родные родители злоупотребляют алкоголем и постоянно устраивают скан­далы на твоих глазах! Имейте в виду, что напряженные отношения в новой семье между приемными родителями могут привести к тому, что ребенок начнет беспокоиться, что что-то не так, что он в чем-то виноват, начнет думать, что может повториться тот кош­мар, который был в его кровной семье. Подобные переживания истощают внутренние силы ребенка, приводят к нарушениям поведения и дисгармоничности развития.

Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого- либо бояться. Считается, что если ребенок до 4-4,5 лет чего-то боится, то это нор­мально. Так он отрабатывает свою «внутреннюю программу» — ему надо на­учиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, или приобретают навязчивый характер, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате. Он может бояться злых людей, животных или фантастичес­ких персонажей. У детей, особенно младших школьников, также могут встречать­ся школьные фобии. Обычно школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый и не хочет учиться, а потому, что боится учительницы (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд или особенности в пове­дении, которые пугают ребенка). У детей, особенно у подростков, часто бывает страх смерти и страх за своих родственников.

Иногда взрослые сами способствуют возникновению страхов у детей. Напри­мер, мы провоцируем у ребенка страх потери, когда говорим, что отдадим его злой тете или милиционеру, если он будет плохо себя вести. Читая на ночь страш­ные сказки или разрешая смотреть страшные фильмы, мы вызываем у ребенка страх темноты, страх засыпать в одиночестве и т. д.

Приемные родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что отдадут его обратно в детский дом (интернат), если он не будет слушаться! У ребенка и так велик страх потери близкого человека, подобные угрозы только усугубят его чувство незащищенности, тревожности,

Нарушения аппетита бывают у детей при попадании из условий, в которых они не наедались, в условия, где они могут есть сколько угодно. Обычно в таких случаях дети начинают есть очень много, они даже могут делать запасы (напри­мер, прятать хлеб или конфеты), но со временем, обычно через 1-3 месяца, это проходит.

Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэтому вводить новые блюда нужно постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя. Также родителям может потребоваться время, чтобы приучить ребенка правильно вести себя за столом, есть с помощью столовых приборов и т. д.

Нужно обращать особое внимание на случаи, когда ребенок резко изменяет пищевое поведение: например, ел нормально и вдруг начинает отказываться от еды, или, наоборот, начинает слишком много есть. В таких случаях надо разби­раться с врачом, что стоит за этими изменениями.

Особенности интеллектуального развития

Почти у всех детей, оказавшихся в приютах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспо­собность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность – это дефицит знаний и умений вследствие не­достатка интеллектуальной информации. Такой ребенок даже в школьном возрас­те может не обладать навыками личной гигиены, не умеет заправлять постель, вы­полнять другие простейшие действия. Например, они не знаю, как заваривать чай – просто потому, что в интернате или в детском доме чай им всегда приносили уже раз­литый по чашкам! Что уж тут говорить о пробелах в школьных знаниях и общей осведомленности.

Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедле­ние в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях.

ЗПР не является умственной отсталостью!

Если врач диагностировал у вашего ребенка ЗПР – этого не стоит бояться или стыдиться, так как ЗПР определяется у 50% детей, не успевающих в школе. У этих детей ограниченный общий запас знаний и представлений, преобладают игровые интересы (им больше нравится играть, чем учиться). Им обычно быстро надоедает интеллектуальная деятельность, которая их мало привлекает. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имею­щихся знаний, значительно более продуктивно используют помощь взрослого.

При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неус­тойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замед­ленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ос­лабление памяти, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).

Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей. Создание благоприятных условий жизни и воспитания.

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо:

· Стабильное позитивное общение с близкими взрослыми. Совместные про­гулки, игры, сказка на ночь - все это и есть «позитивное общение». Пусть его бу­дет как можно больше в вашей семье!

· Заботиться об удовлетворении его основных физических и психологических потребностей. Основные физические потребности или нужды – это еда, сон, теп­ло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм. Основные психологические потребности – это потребность в привязанности и любви; ощущение психологической безопасности; чувство са­моуважения; возможность учиться на собственном опыте; реализация своих спо­собностей; достижение независимости и самостоятельности. Но вы, конечно же, понимаете, что основная психологическая потребность ребенка – это быть люби­мым своими родителями или людьми, замещающих их.

· Принимать ребенка таким, какой он есть. Вы же любите своего ребенка не за то, что он знает много стихов наизусть, а за то, что он единственный и неповтори­мый, с этим ведь не поспоришь, верно?

· Поддерживать ребенка в преодолении трудностей. Завязывать шнурки, чистить зубы, складывать слоги в слова – это совсем нетрудно, когда мама или папа помогают!

· Стимулировать познавательные интересы. Ребенок спросил вас, что больше – солнце или луна? Расскажите ему заодно об устройстве Солнечной системы, а на выходных сходите вместе в планетарий. Поощряйте его заинтересованность и ни­когда не отмахивайтесь от вопросов!

· Соразмерять требования возможностям ребенка. Ну конечно, не стоит требо­вать от пятилетнего малыша знания таблицы умножения. И, тем более, ни в коем случае нельзя упрекать ребенка с задержкой психического развития в том, что он не знает или не умеет чего-то того, чем уже давно овладели его более здоровые ро­весники.

· Огромное терпение взрослых. Спокойствие, только спокойствие! Терпение вам понадобится просто в огромных количествах. Терпение для того, чтобы не сойти с ума от тысячи и одного «почему», терпение для того, чтобы не раздражаться, когда ребенок никак не может запомнить названия месяцев, хотя вы их учите уже несколь­ко дней, терпение, когда он делает что-то совсем не так, как нужно вам... Но вы же справитесь, правда?

· Оптимистический настрой. Оптимист – это тот человек, который говорит, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст, который искренне верит, что все будет хорошо, который умеет извлекать жизненные уроки из любого, даже от­рицательного опыта. Как было бы хорошо, если бы вы передали этот настрой своему ребенку!

· Обращение к специалистам при необходимости. В любой детской поликлинике вы можете получить помощь специалистов – не­вролога, психиатра, психолога, логопеда.

Помимо этого можно обратиться в Центр реадаптации семьи «СемьЯ», который находится в г. Бендеры по ул. Ленинградской, 20 (Конт. телефон: 0(552)54044). Вся помощь, которую оказывают специалисты этого центра, бесплатная.

· Не забывайте о профилактических осмотрах и обязательно своевременно по­сещайте всех необходимых врачей!

Организация специальных форм и методов обучения

Если врач посоветовал вам подойти к обучению ребенка индивидуально, ни­когда не игнорируйте такие рекомендации. Если надо, отдайте ребенка в логопе­дический детский сад или сместите сроки начала школьного обучения (ничего страшного, если он пойдет в школу на год позже). Кроме того, врач может посове­товать использовать щадящий режим дня, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития. В этом нет ничего страш­ного и, тем более, зазорного. Помните, что все, что вы делаете, должно в первую очередь быть направленным на благо ребенка!

Многолетний опыт работы с приемными семьями показывает, что практически все дети со временем успешно преодолевают имеющиеся трудности в интеллектуальной сфере. Читайте с ребенком книжки, ходите в музеи и театры, просто гуляйте вместе и раз­говаривайте-разговаривайте-разговаривайте. Многие школьные премудрости легко усваиваются в игре или с помощью игровых приемов, поэтому никогда не жалейте вре­мени на игру с ребенком. Вы и сами скоро удивитесь, какой умный у вас ребенок!

Особенности эмоционального развития детей

Привязанность – это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми. При отсутствии возможности устанавливать отношения привязанности со взрослым, у ребенка могут возникать эмоциональные нарушения.

Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть определенные физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также опреде­ленные психологические потребности, удовлетворение которых обеспе­чивает гармоничное формирование личности.

Дети, лишенные попечения родителей, независимо от возраста, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере. Связано это с тем, что для формирования здоровой эмоциональности необходима атмосфера любви и безусловного принятия, которую невозможно обеспечить ре­бенку в приюте или в детском доме, какие бы хорошие воспитатели там ни работали.

Как может вести себя ребенок с трудностями в эмоциональной сфере? Он может отличаться повышенной агрессивностью, вспышками гнева, плаксивостью. Его настроение может резко меняться без видимых при­чин. Кроме того, он может совершенно не понимать проявлений любви – убегать и прятаться, когда вы пытаетесь его обнять и поцеловать. Он может не уметь смеяться и не понимать шуток, ведь чувство юмора тоже принадлежит к эмоциональной сфере человека.

Эмоциональные нарушения обычно присутствуют у детей, у кото­рых не сформировалось или сформировалось с нарушениями чувство привязанности.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое дове­рие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения. А теперь представьте, какое доверие к миру может быть у ребенка, родители которого постоянно дрались друг с другом, или, еще хуже, жестоко обращались с ним самим?

Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению. У них нет возможности избежать насилия, получить эмоциональную под­держку вне семьи. Чем раньше ребенок столкнулся с жестоким обра­щением, чем беднее его опыт теплых и доверительных отношений с матерью, тем больше страдает его умственное и эмоциональное раз­витие.

Жестокое обращение с детьми – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых наруша­ется физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребенка, а также ущемляются его права и свобода.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

· физическое насилие;

· сексуальное насилие;

· эмоциональное (психологическое) насилие;

· пренебрежение основными нуждами ребенка (что такое основные нужды или потребности мы говорили на странице).

Что такое физическое и сексуальное насилие – это понятно. Пренебрежение основными нуждами ребенка – тоже. А вот что такое психоло­гическое насилие?

Психологическое насилие в отношении ребенка

Психологическое насилие сопровождает все формы жесткого обраще­ния с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разруши­тельно для личности ребенка по сравнению с физическим и даже сексу­альным насилием.

Основные типы психологического насилия в отношении детей:

· Игнорирование – неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отно­шению к ребенку; лишение ребенка необходимой поддержки, сочувствия; игнорирование его основных нужд в безопасном окружении.

· Отвержение – открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения; предъявление чрезмерных требований к ребенку, несоответствующих его возрасту и возможностям; публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

· Угрозы (или терроризирование) – угрозы наказанием, побоями или совершением насилия по отношению к ре­бенку или к тому, кого он любит; оскорбление, унижение достоинства.

· Изоляция – установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверс­тниками, родственниками или другими взрослыми; запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

· Развращение – побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография); вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков; поощрение саморазрушающего поведения.

Последствия жестокого обращения

Итак, что же получается, когда с ребенком жестоко обращались – независимо от того, единичный это был случай или такое происходило систематически. Вот ос­новные последствия жестокого обращения:

· задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;

· высокий уровень агрессивности, направленной как на других, так и на себя;

· импульсивность;

· низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;

· замкнутость, недоверие к окружающим;

· высокая тревожность, боязливость;

· эмоциональная неуравновешенность;

· подавленное настроение, вплоть до депрессии;

· психосоматические и нервные расстройства.

Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть, жела­ние мести, демонстрацию своей несостоятельности. Выяснить подлинную причи­ну таких нарушений можно на приеме у психолога или психотерапевта.

Дети, оказавшиеся в детском доме (интернате0 , испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой – тяжело переживают разрыв с ней.

Как помочь детям с эмоциональными проблемами

C:\TEMP\FineReader10\media\image19.jpeg Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические или даже интеллектуальные. Но тут опять вступает в силу наше любимое правило: ваша любовь, забота и поддержка плюс помощь специалистов, если она необходима, поможет преодолеть любые трудно­сти! Итак, что необходимо ребенку в первую очередь:

  • атмосфера тепла и принятия;
  • возможность выражать свои чувства;

· новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, разумные требования и обязанности, оптимистич­ный настрой);

  • помощь психолога, психоневролога;
  • обучение будущих приемных родителей;
  • общение с другими приемными семьями.

Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Чем выше самооценка, тем увереннее ведет себя ребенок, тем проще ему справляться с трудностями и проблемами. Общаясь с ребенком, старайтесь повысить его само­оценку. Для этого:

· Замечайте самые маленькие успехи и радуйтесь им.

· Сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми.

· Хвалите за конкретные достижения и просто радуйтесь тому, что он живет с вами.

· Выдерживайте соотношение между похвалой и порицанием 5:1.

· Разрешайте ребенку ошибаться, иметь собственное мнение, право выбора.

· Помогите ему найти друзей.

· Помните, что школьные оценки – не главный и не единственный показатель благополучия ребенка.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют ре­шающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в любящей семье может обеспечить благоприятные условия для детей, перенесших тяжелые психологи­ческие травмы и имеющих проблемы в психическом развитии.

Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем – и тем самым повлиять на его будущее.

Симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам

В заключение мы перечислим особенности поведения детей, на кото­рые надо обязательно обращать внимание и при их обнаружении обращаться за помощью к специалистам – в первую очередь к педиатрам или психологам.

· Если у ребенка подергиваются отдельные мышцы лица или тела (двигатель­ные тики), он постоянно всхлипывает, шмыгает носом и т. д. (голосовые тики).

· Если ребенок стал раздражительным, у него частые вспышки гнева.

· Если ребенок чувствует вялость, слабость, быстро утомляется.

· Если ребенка мучают страхи.

· Если у ребенка понизился или чрезмерно увеличился аппетит.

· Если у ребенка трудности с засыпанием, ночные просыпания, разговоры, вскрикивания во время сна, беспокойный сон.

· Если у ребенка снизилась успеваемость в школе.

· Если ребенок сосет палец, выдергивает волосы, откусывает и грызет ногти, раскачивается перед сном в кровати.

· Если ребенок мастурбирует у всех на виду, не стесняясь.

· Если у ребенка повторяющиеся головные боли, головокружения, моторная неловкость.

· Если у ребенка ночной или дневной энурез, энкопрез.

Резюме.

Дети остаются без попечения родителей по разным причинам. Чьи-то родите­ли умерли, чьих-то лишили родительских прав. Некоторые дети сами сбежали из дома. Как бы то ни было, сближает всех этих детей одно: они, как правило, имеют особенности в развитии – физическом, психическом, интеллектуальном и эмоци­ональном. Конечно, дети, растущие в обычных семьях, тоже могут иметь эти осо­бенности развития, но среди детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, это случается чаще.

Дети могут иметь дефицит веса, недостаток кальция, задержку психического развития. Они могут не уметь завязывать шнурки, считать до десяти, говорить «Спокойной ночи!» перед сном. Они не знают, что такое пылесос, отпуск, зарпла­та. Они могут не уметь любить, прощать и выражать свои эмоции.

Не надо пугаться этого. Ваша любовь, внимание, забота и небольшая помощь специалистов сотворят чудеса! Имейте терпение – ребенку будет не просто сразу привыкнуть жить в новой семье. Но совсем скоро он превратится в самого обыч­ного ребенка, веселого и озорного, капризного и задумчивого, невыносимого и замечательного – самого лучшего в мире ребенка!

Составитель - Е. Н. Желяскова, психолог