Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. У этого дерева, как и у всякого другого, есть корни. Корни питают дерево, удерживают его от падения. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, живущие рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело... Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже ему родная земля и слаще воздух Отечества небесного.

Я, как педагог, стараюсь внести в свою практическую педагогическую деятельность существенные элементы нового, придать воспитательному процессу творческий характер, применять в своей работе новые информационные технологии.

К теме любви к Родине и духовно-нравственного воспитания я обратился не случайно. В. А. Сухомлинский говорил: «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за её настоящее и будущее, ребёнок утверждает своё достоинство. Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение детьми идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом воспитания Человека, Гражданина Приднестровья.

Благодаря экскурсиям можно познакомить своих воспитанников с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.

По моему мнению, в духовно-нравственном воспитании экскурсии играют значимую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. Наши воспитанники совершают пешие и выездные туристические походы по родному краю. Вторую субботу подряд ребята выезжали на экскурсии по Приднестровью.

Так, 29 октября текущего годавоспитанники Бендерского детского дома, в сопровождении воспитателей М. Ю. Марляна и Л. И. Боцан, вновь отправились на экскурсию по чудесным местам родного края, которую провёл для них самый молодой гид-экскурсовод в Республике, основатель экскурсионного агентства с авторскими программами «Хочу туда» Станислав Котлинский.

Ребята побывали в доме-музее в селе Роги, который несколько лет назад стал декорацией для съёмок фильма «Молоко птицы». Теперь это этно-музей с шикарной панорамой.

Ширина Днестра на этом участке реки поражает воображение и создаёт впечатление гигантской реки. Почувствовав себя настоящими героями экспедиции, ребята попали в настоящие джунгли, состоящие из огромных каменных валунов, растительности и журчащей речушки, спускающейся к Днестру порогами. В конце этого пути их встретил самый высокий водопад в Приднестровье и невероятная панорама на его ущелье.

После этого ребятам удалось попасть на паром, на котором они переплыли Днестр на самом широком его участке в селе Моловата. Путешествие продолжилось уже на территории заповедника Ягорлык, где дети насладились природным великолепием нашего края. Изюминкой этой части маршрута стала дегустация воды из артезианской скважины и несколько минут медитации с видом на заповедник. Приятным дополнением к программе путешествия стало посещение Дубоссарского зоопарка.

Ребят накормили вкусным обедом в настоящем ресторане, а в завершение экскурсии их ждал шикарный пикник на открытом воздухе. Этот день стал для детей очень насыщенным и познавательным.

Меня волнует то, станут ли мои сегодняшние воспитанники достойными гражданами своей страны, будут ли они носителями и хранителями родной культуры. Поэтому я всегда в своей работе буду помогать ребёнку постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ними на новые ступеньки духовно-нравственного и интеллектуального развития, болеть за их судьбу – это и есть моя главная педагогическая задача.

Мы – педагоги Бендерского детского дома – стараемся помочь нашим подопечным побороть все тревоги, связанные с негативным прошлым и раскрыть перед ними окно в большой мир через знакомство с их Родиной. Пути воспитания могут быть разными, но главное – зародить в ребёнке великое чувство гордости за Родину, свою страну, за свой народ.

«Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» - Сенека Младший.

М. Ю. Марлян, педагог Бендерского детского дома